Как будет наполняться Госбюджет
Вследствие изменений системы платы за землю Государственный бюджет Украины получит дополнительные поступления в сумме 1,3 млрд грн. Об этом говорится в проекте Налогового кодекса, составленном Кабинетом Министров Украины и опубликованном на официальном сайте Верховной Рады Украины.
В частности, предусматривается повышать коэффициент при налогообложении сельхозугодий, предоставленных для ведения товарного сельхозпроизводства, в случае отсутствия больше 3-х лет ведение такого производства, до ставок налога.
Кроме того, предусмотрены ограничения применения льготных ставок при налогообложении земель, предоставленных железным дорогам и горнодобывающим предприятиям (остается под добычу, разработку месторождений полезных ископаемых).
Внедряется также норма относительно уплаты налога в однократном размере субъектами ведения хозяйства, которые имеют в постоянном пользовании земельные участки, но такое право ими не оформлено в законном порядке; а также норма, согласно которой, субъекты ведения хозяйства, которые являются владельцами нежилого помещения (его части) в многоквартирном жилом доме, должны платить в бюджет налог за площади под такие помещения (их части) с даты государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество.
Кроме того, в Налоговом кодексе отмечается, что вследствие изменения системы администрирования налогов, сборов и налоговых платежей Государственный бюджет Украины получит дополнительных поступлений в сумме 1,1 млрд грн.
В частности предлагается получение контролирующими органами информации о наличии и движении средств на счетах налогоплательщиков – физических лиц исключительно по судебным разрешениям, восстановления прозрачной и четко регламентированной рассрочки и отсрочки налогового долга налогоплательщиков, установления минимальной и максимальной границы размера налогового залога, установление первоочередного права государства, как кредитора, на удовлетворение требований по взысканию налоговой задолженности за счет залогового имущества, предоставление статуса налоговой декларации документу, который свидетельствует о суммах, начисленного в интересах налогоплательщиков – физических лиц.
Кроме того, предлагается установление пятидневного срока уплаты налоговых обязательств вместо десятидневного, увеличение сроков проведения плановых и внеплановых выездных документальных проверок: в целом до 30 рабочих дней, а для малого бизнеса до 20 дней, увеличения сроков продолжения плановых и внеплановых выездных документальных проверок: для малого бизнеса до 10 рабочих дней, для больших налогоплательщиков – до 60 дней; увеличение размеров финансовых санкций за нарушение норм налогового законодательства с 50 до 100%; увеличение размеров пени, которая насчитывается за несвоевременную уплату денежных обязательств плательщика до 300% годовых учетной ставки Нацбанка.
В связи с изменениями системы налога на доходы физических лиц Государственный бюджет Украины также получит дополнительные поступления в сумме 1,3 млрд грн. В частности, планируется внедрение малопрогрессивного налогообложения с повышением до 17% ставки налога для доходов в виде зарплаты, дивидендов, роялти, процентов по депозитным вкладам, которые превышают 50 минимальных заработных плат и снятие моратория на налогообложение процентов, если их сумма за год превышает установленный критерий.
Предлагается также обязать кредитные союзы стягивать налог (по ставке 15%) при начислении (выплате) в интересах плательщика налога платы (процентов), которая распределяется на паевые или членские взносы.
Кроме того, в проекте Налогового кодекса также предусмотрены изменения для стимулирования физических лиц к осуществлению инвестиционной деятельности. В частности, предлагается разграничение налогового учета инвестиционной прибыли по признаку ценных бумаг, которые вращаются на организованном рынке.
В части изменений относительно социального стимулирования, предлагается внедрение уменьшения совокупного дохода на сумму отчислений, оплаченных в фонды пенсионного и социального страхования при вычислении налоговой скидки по результатам года, внедрение 100%-й налоговой социальной льготы на каждого ребенка каждому из родителей, которые имеют двух и больше детей, вместо действующей льготы по 200% на каждого ребенка для родителей, которые имеют трое и больше детей.
Кроме того, предлагается установить нулевую ставку налогообложения для унаследованных сумм обесцененных денежных сбережений, и установление четкого порядка налогообложения доходов, полученных физическим лицом, которое осуществляет независимую профессиональную деятельность.
Получит Государственный бюджет Украины дополнительные поступления в сумме 66,2 млн грн и от упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства. В частности, планируется увеличение предельного объема выручки от реализации продукции для регистрации плательщиком единого налога. Для отдельных видов хозяйственной деятельности правительство предложило ограничить сферу применения упрощенной системы налогообложения.
Из перечня обязательных платежей, заменяются единым налогом, исключены плату (налог) за землю, сбор за специальное использование природных ресурсов и взносы в Пенсионный фонд Украины, с переводом субъектов малого предпринимательства на уплату таких платежей на общих основаниях. В части фиксированного сельскохозяйственного налога (ФСН), в частности, предложено размер ФСН определять, исходя из денежной оценки земель сельскохозяйственного назначения, с учетом ее ежегодной индексации.
Путем внедрения новаций в сфере налога на прибыль предприятий Государственный бюджет Украины получит дополнительные поступления в сумме 254 млн грн. В частности, правительством предлагается, в части упрощения процедур администрирования налога и стимулирования инновационно-инвестиционного развития экономики, упростить определения объекта налогообложения за счет сокращения расхождений между налоговым и бухгалтерским учетом, ввести с 2012 года годовую отчетность и поквартальную уплату авансового взноса, определяться в размере ј от суммы начисленного налога за предыдущий календарный год.
Кроме того, в части постепенного снижения ставки налога на прибыль, правительством предлагается установить ставку налога 20% с одновременным введением дополнительной ставки в размере 2% (областной уровень) и 3% (устанавливается органами местного самоуправления). К 2014 году сельским, поселковым, горсоветам предоставляется право устанавливать дополнительную ставку налога в пределах 1%.
В части предотвращения уклонения от уплаты налога, правительством предлагается установить налогообложения страховой деятельности по общей ставке с сохранением комбинированной системы уплаты налога на 2 года, увеличить доходы в 1,15 раз по операциям с нерезидентами государств с преференциальным режимом налогообложения, и ограничить отнесение на расходы процентных платежей по долговым требованиям в пользу связанных лиц в зависимости от доли участия кредитора в капитале заемщика.
Не забыли и о местных бюджетах, которые получат дополнительные поступления в сумме 150 млн грн вследствие изменений системы местных налогов и сборов. В частности, в части расширения базы налогообложения и улучшения структуры местных налогов и сборов, правительством предлагается ввести налог на недвижимое имущество, отличающееся от земельного участка. Ставка налога для физических лиц – за каждый квадратный метр общей площади размер ставки – 2% минимальной заработной платы на 1 января отчетного года, или около 18,5 грн, на начало 2011 года; для юридических лиц: ставка – 0,5% балансовой стоимости недвижимости: – на жилую недвижимость площадью свыше 300 кв. м (с 1 января 2012 года) – на нежилую недвижимость ( с 1 января 2014 года).
Планируется также отказ от фиксированных ставок сбора за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности (платы за торговый патент), определения их, в процентах от размера минимальной заработной платы, установленной законодательством на 1 января отчетного года. Кроме того планируется переход на новую базу налогообложения сборов за места для парковки транспортных средств (вместо часа парковки – площадь парковки), что будет предотвращать уклонение от уплаты сбора.
Кроме того, планируется введение туристического сбора, который будет взыматься на всей территории страны, вместо курортного сбора. Ставка налога – от 0,5% до 1% стоимости проживания в гостиницах, мотелях и др.
Правительством также планируется отмена 10 местных налогов и сборов, в частности: коммунальный налог, сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг, сбор за право использования местной символики, сбор с владельцев собак, сбор за выдачу ордера на квартиру, сбор за участие в бегах на ипподроме, сбор за выигрыш в бегах на ипподроме, сбор с лиц, которые участвуют в игре на тотализаторе на ипподроме, сбор за право проведения кино- и телесъемок, сбор за проведение местного аукциона, конкурсной распродажи и лотереи. Рыночный сбор будет взыматься до 2014 года, а с 2014 года рыночный сбор, а также сбор, за места для парковки транспортных средств отменяются.
Одновременно органам местного самоуправления будет предоставлено право применять повышающие коэффициенты к ставкам земельного налога для земельных участков под рынками и парковками.
Правительственный проект Налогового кодекса предусматривает как основание для прекращения нотариальной деятельности частного нотариуса неподачу в установленном порядке информации в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Украины.
Кроме того, в законе Украины “О нотариате” предлагается дополнить статью 8 “Нотариальная тайна” пунктом такого содержания: “По письменному требованию контролирующих органов нотариус в течение 10 рабочих дней предоставляет справки, копии документов необходимые для осуществления определенных законом функций налогового и валютного контроля”.
Кабинет Министров также инициирует введение экологического налога вместо сбора за загрязнение окружающей природной среды и ухудшения качества природных ресурсов. В соответствии с проектом, экономические меры обеспечения охраны окружающей природной среды предполагают установление нормативов сбора за специальное использование природных ресурсов, ставок экологического налога.
Ставки экологического налога и порядок его взимания будут устанавливаться Налоговым кодексом Украины. В соответствии с правительственным проектом Налогового кодекса лимиты сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду устанавливаются, если это, во-первых, приводит к загрязнению природных ресурсов республиканского значения, территорий других областей – специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды; во-вторых, по представлению органов специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов.
Правительство также инициирует отмену сбора за ухудшение качества природных ресурсов. Проект Налогового кодекса также предусматривает, что ущерб, нанесенный в результате нарушения законодательства об охране окружающей природной среды, подлежит компенсации, как правило, в полном объеме без применения норм снижения размера взыскания и независимо от уплаты экологического налога.
Короткий URL: https://www.polit.com.ua/?p=4306