Беларусь выставили список претензий к России

Вслед за заявлениями о том, что Беларусь ратифицирует, пусть и с изъятиями, документы Таможенного союза, Минск вчера опубликовал список претензий к Москве в рамках будущего Единого экономического пространства (ЕЭП). Минск считает, что низкие цены “Газпрома” на газ внутри России являются субсидией экономике РФ, рассматривает как дискриминацию невозможность льготного кредитования аграриев Беларуси в российских банках и полагает, что Россия ограничивает импорт белорусских лекарств.

“Ограничительные меры, применяемые РФ, наносят (Беларуси – ред.) наибольший экономический ущерб, что обусловлено объемом торговли и близостью экономических связей между нашими странами”,- заявил вчера МИД Беларуси, уточнив, что в настоящее время в торговле с республикой партнерами применяются 28 ограничительных мер, и максимум – 12 из них – применяет РФ.

Минск называет “особо весомым изъятием из режима свободной торговли” действующую экспортную пошлину на нефть и напоминает, что взимание с 1 января 2010 года вывозной таможенной пошлины на отдельные категории нефтепродуктов, поставляемые в Беларусь из РФ, нарушает положения международных обязательств РФ”.

Однако вопрос нефтепродуктов – не единственная боль Минска. МИД республики заявил, что “внутренняя российская цена на газ, которая существенно ниже цены на газ в Белоруссии даже с учетом транспортных издержек, создает существенные ценовые преимущества для российских компаний и производимых ими товаров”, назвав ее “фронтальной субсидией всей российской экономике”. Среди топливных претензий упомянута также экспортная монополия “Газпрома”, которая “является мерой нетарифного регулирования внешней торговли”.

Недовольны белорусские власти и неравными условиями доступа белорусских производителей к российскому госзаказу (ценовые преференции в 15% только для поставщиков товаров РФ) – указанные преференции распространяются только на “ограниченный перечень белорусских товаров”, заявил МИД. “Существует запрет на распространение льготных условий кредитования в российских банках с субсидированием процентных ставок и приобретения сельхозтехники в лизинг. Данная мера относится к запрещенным в трактовке ВТО импортозамещающим субсидиям”,- подчеркивают в ведомстве.

Также в сообщении МИДа говорится о том, что процедура осуществления государственного ветеринарного и лабораторного контроля РФ за содержанием антибиотиков в белорусской продукции животного происхождения, а также отсутствия генно-модифицированных микроорганизмов и меламина организована так, что создает “барьеры по доступу белорусской продукции на рынок”.

В Беларуси уверены, что и порядок регистрации импортных лекарственных средств в РФ является дискриминирующим белорусских производителей: есть проблемы с представленностью в списке жизненно важных и необходимых средств в РФ.

Большая часть претензий Беларуси де-факто подтверждалась ранее российскими чиновниками. Так, сдвижение “равнодоходности” газовых цен “Газпрома” для внешнего и внутреннего рынка на 2014 год объясняется в правительстве РФ именно необходимостью поддержки внутренних игроков – это, в общем, и есть определение скрытой субсидии. В случае с фармрынком необходимость поддержки российских компаний провозглашалась Минпромторгом и Минздравом РФ официально. Впрочем, “выигрыш” РФ от протекционизма в основном не связан с белорусскими конкурентами. Так, “фронтальная субсидия” от высоких цен экспорта газа в ЕС на порядок выше.

Беларусь выступает за снятие ограничений в торговле в рамках Таможенного союза (ТС), предлагая принять соответствующее пакетное решение об отказе от всех протекционистских мер, заявил вчера пресс-секретарь МИД Беларуси Андрей Савиных, оптимально “это можно было бы сделать посредством заключения межправительственного соглашения либо в рамках ТС”.

Ответ РФ на претензии белорусского МИДа был дан до того, как они были предъявлены. “Что касается экспортных пошлин на нефть, нефтепродукты, то этот вопрос мы будем решать одновременно с решением всех вопросов по ЕЭП”,- заявила 6 июня в Японии глава российского Минэкономики Эльвира Набиуллина. Она дала понять, что и все остальные вопросы не имеет смысла поднимать ранее, “потому что именно ЕЭП предполагает гармонизацию многих основных условий экономической деятельности для хозяйствующих субъектов”.

Создание ЕЭП после 1 января 2012 года – это второй этап образования Таможенного союза, первым же должно стать возникновение с 1 июля 2010 года единого таможенного пространства (ЕТТ) РФ и РБ (Республика Беларусь). Пока договор о Таможенном кодексе ТС не ратифицирован Белоруссией, и ратификация его затягивалась как раз для решения вопросов, перечисленных в заявлении МИД РБ.

Торг, судя по всему, не удался, и в минувшую пятницу глава белорусского Иинэкономики Николай Снопков заявил на совместной коллегии ведомств в Москве о том, что республика может войти в ЕТТ “с рядом изъятий”. Отвечая на вопрос, может ли Беларусь к 1 июля ратифицировать Таможенный кодекс, господин Снопков сказал: “Предполагаю, что да”, формально отказавшись комментировать вопрос, готова ли Беларусь отказаться от обсуждения вопроса с экспортными пошлинами на нефтепродукты. Но таможенные пункты пропуска между Россией и Беларусью будут отменены после того, как ТС будет действовать без изъятий.

Окончательная конфигурация создания ТС определится, вероятно, не ранее 18 июня, на которое назначено очередное заседание комиссии Таможенного союза в Санкт-Петербурге. Вчера же президенты России и Беларуси Дмитрий Медведев и Александр Лукашенко объявили о подготовке двусторонней встречи по вопросам Таможенного союза. В случае неудачи всех этих переговоров РФ и РБ встретятся еще раз – 22 июня, но уже на уровне минюстов двух стран и в Экономическом суде СНГ на процессе по “нефтяному” иску Беларуси к РФ.

Если президенту Беларуси Александру Лукашенко не удастся убедить Москву в необходимости сохранить понижающий коэффициент на газ, он может подорожать на четверть – до 250 долл за тысячу кубометров. В материалах к годовому собранию акционеров “Газпрома”, намеченному на 25 июня, говорится, что в 2011 году монополия может продать в Беларусь до 22,5 млрд кубометров газа предельной стоимостью 5,6 млрд долл.

Пока вопрос цены газа для Беларуси не решен даже в рамках этого года. Контрактом “Газпрома” и “Белтрансгаза” предусмотрен поэтапный выход на равнодоходную цену в 2011 году, а на протяжении 2007-2010 годов применяется понижающий коэффициент. В 2010 году коэффициент составляет 0,9 (в 2009 году – 0,8, в 2008-м – 0,7). Однако до сих пор Беларусь повысила цену лишь в 2008 году и с тех пор продолжает платить примерно по 150 долл за тысячу кубометров с коэффициентом 0,7.

Но в “Газпроме” придерживаются ценовых параметров контракта, который в первом квартале 2010 года составлял 169 долл за тысячу кубометров, во втором – 184 долл, а в среднем по году может превысить 200 долл. В мае вице-премьер Игорь Сечин говорил, что долг Беларуси достиг 192 млн долл.

Метки:

Короткий URL: https://www.polit.com.ua/?p=4019

Добавил: Дата: Июнь 8 2010. Рубрика: За рубежом. Вы можете перейти к обсуждениям записи RSS 2.0. Вы можете сделать trackback вашей записи

Для того, что бы оставить комментарий - авторизируйтесь Войти

Вход
Продвижение и оптимизация сайтов от Seo.Ua